Рейтинг лучших манеток для велосипеда (шифтеры, моноблоки)
Какие манетки для велосипеда лучше
8 минут Автор: Михаил Скворцов 437
О том, что такое манетки велосипеда, знает каждый обладатель скоростного байка. Эти устройства участвуют непосредственно в переключении скоростей, с их помощью велосипедист легко и просто управляет перебросом цепи через звезды кассет. Деталь небольшая, но от ее состояния зависит, будет ли велосипед, как и нужно, скоростным, или же «застрянет» на одной передаче.
Что такое манетки, и как они устроены
Манетки – приводные устройства переключателей передач, закрепленные на руле велосипеда. Современные скоростные байки на 90% оснащены двумя системами переключения – передней и задней – соответственно, каждая оснащается своей манеткой. Слева на ручке руля располагается приводной механизм для переднего переключателя, справа – для заднего.
В классической системе переключения 3 Х 8 на каждую переднюю звезду приходится по 2-3 задних. По аналогии, одно деление левой манетки включает 2-3 деления правой. На велосипедах с одинарной системой переключения скоростей (только задняя кассета) или на планетарной втулке устанавливается одна манетка, на правой стороне руля.
Профессиональное название этих устройств – шифтеры. Внутреннее строение их довольно простое, включает в себя несколько сопряженных деталей:
- приводная ручка;
- подвижный блок;
- намотка;
- свободный рычаг;
- тросик переключения;
- пружинно-трещоточный фиксатор.
Ручка, которую приводит в действие велосипедист, заставляет изменять положение свободного рычага. Тот, в свою очередь, передвигает блок, на который наматывается или сматывается тросик переключателя передач. Пружинный фиксатор выполняет функцию закрепления положения троса на барабанном блоке и не позволяет переключателю самостоятельно перебрасывать цепь.
Таким образом, за счет изменения натяжения троса на блоке выставляется соответствующая передача. Крайне важно, чтобы механизм шифтера был отлажен, и одно деление на манетке точно соответствовало перебросу цепи ровно на одну звездочку. Если манетка работает исправно, но передачи не переключаются или перескакивают через две-три, то необходимо отрегулировать переключатель скоростей.
Виды манеток, их отличия
Изначально велосипедные шифтеры работали по принципу скольжения троса и фиксации тросика за счет гайки. Здесь передача определялась натяжением на корпусе манетки, примерно так, как было описано выше. Позднее в них стали устанавливать храповики, а метод изменения положения троса называется индексным.
Современные модели велосипедов оснащаются несколькими видами приводных механизмов:
- грипшифтовые;
- триггеры;
- тормозные – Dual control;
- пистолеты.
Манетки грипшифтеры изменяют натяжение тросика за счет перемещения барабана вокруг оси руля. Движение осуществляется вперед-назад, в центре расположен указатель, по которому выставляется передача. Другие модели могут оснащаться дисплеем со стрелками.
К достоинствам этих шифтеров относятся геометрическая целостность устройств, отсутствие выступающих частей и моментальное срабатывание при движении барабана. Отмечено, что грипшифты легкие в управлении.
Среди недостатков имеет место:
- случайное переключение;
- занимают много пространства на руле;
- поворотный механизм бюджетных моделей легко ломается.
Триггеры – второй распространенный тип шифтеров, где переключение осуществляется за счет выступающих рычажков: натяжной и сбрасывающий. Первый повышает передачу, второй – понижает. Передняя и задняя манетки работают противоположно друг другу: повышающий рычаг передней является понижающим для задней, и наоборот.
Преимущества триггеров:
- понятный принцип работы;
- рычаги легки на ощупь, не отвлекают от управления;
- нет риска случайного переключения как с грипшифтерами – руки на грипсах не задевают манетки.
Разумеется, есть и недостатки, с учетом которых грипшифты лучше триггеров:
- при падении велосипеда рычаги могут сломаться;
- тугое натягивание троса на быстрых перебросах через 2-3 передачи, что вызывает запаздывание переключения;
- неправильное совмещение с тормозными клешнями (правда, это больше «косяк» производителя велосипеда, нежели манеток).
Триггеры выпускаются в нескольких вариантах:
- рычаг и кнопка над рулем (Ez-Fire Plus) – бюджетные «шимановские» модели;
- с подрулевым размещением рычагов (Rapidfire) – Shimano высокого класса;
- Trigger: манетки SRAM с одним подрулевым рычагом, новые модели SRAM с подрулевым рычагом и кнопкой.
Dual Control, или тормозные шифтеры, приводятся в работу движением тормозного рычага в перпендикулярном направлении. Новинка была представлена фирмой Shimano. По сравнению с предыдущими типами, приводные устройства этого типа используются в узких кругах и устанавливаются на дорогие зарубежные модели.
Dual Сontrol не мешает управлению велосипеда даже при перемещении хвата. Также большой интерес представляет их конструкция, где тормозная клешня имеет две степени свободы. Можно сказать, манетки этого типа интегрированы в тормоза. Вместе с этим, имеется ряд серьезных недостатков:
- невозможно установить на гидравлику;
- плохая совместимость с задними переключателями;
- ставятся только «с нуля».
Пистолеты – манетки специально для гоночных велосипедов. Их устройство имеет аналогию с Dual Control тем, что механизм переключения передач и тормозной привод интегрированы и управляются единым рычагом. Чтобы затормозить, необходимо дернуть рычаг назад, для повышения передачи внутрь, а чтобы понизить ее – нажать на вспомогательный рычаг под клешней.
К весомому преимуществу этого механизма относится удобство управления в любом хвате, недостатки – высокая цена и низкое тормозное усилие.
Как самостоятельно заменить и перебрать манетки на велосипеде
Рано или поздно шифтер может перестать корректно работать или вовсе откажет служить дальше. Подтягивание или ослабление троса может не решить задачу, поэтому потребуется замена старого механизма.
Новые манетки идут в собранном виде вместе с тросиком, поэтому собирать их «с нуля» не нужно. Все операции сводятся к снятию старой детали, установке новой и обязательной регулировке переключателей.
Как поменять шифтеры:
- Снимаем грипсы с руля велосипеда. Чаще всего они толще, чем охват хомутов манеток, и будут мешать снятию.
- Отсоединить тросики переключения скоростей от дерайлеров.
- Ослабить крепежные болты и снять манетки с руля.
После этого можно ставить новые детали на велосипед:
- Закрепить шифтеры на руле. Во время работы не смещаем тормозные ручки.
- Аккуратно продеть тросики через раму к переключателям.
- Подсоединить новые тросы.
- Отрегулировать переключатели, проверить работу новых манеток. Настройку надо проводить, когда оба тросика закреплены на переключателях.
Если манетки работают не очень хорошо, заедают на переключениях, можно воспользоваться альтернативным вариантом – переборка, чистка и смазка. При неисправном состоянии какой-нибудь детали можно поставить ее с аналогичной модели, тогда это ремонт шифтера. В любом случае, придется разбирать ее, и как это сделать, узнаем далее.
Переборка и ремонт на примере Shimano-шифтера:
1. Открутить болт нижней крышки, вытащить ее.
2. Снять верхнюю крышку, в которой находится индикатор скоростей.
3. Добираемся до храпового механизма с собачками. Распространенные проблемы, какие могут быть: попадание усиков, грязь или отсутствие смазки. В первом случае дальнейшая разборка имеет смысл, если вставить новую шайбу с усиками от другой манетки.
4. Откручиваем центральную гайку.
5. Вытаскиваем прижимную деталь и рычаги.
6. Откручиваем винт, который держит корпус.
7. Снимаем корпус, вытаскиваем храповой механизм с тросом.
8. Отделяем храповик от пластиковой шайбы.
9. На корпусе возле закрепления троса имеется подтягивающая собачка, ее не стоит разбирать, так как собрать будет достаточно сложно.
10. Разъединяем рычаги: поддеваем узкими клешнями пружинки на стыке рычагов.
11. Аккуратно протираем и смазываем все детальки шифтерного механизма. Установка производится в обратном порядке.
Вот так, на примере делается ремонт манетки. В работе самое главное – держать все детали отдельно друг от друга в поле зрения.
Заключение
Итак, в этой статье мы узнали, как устроены и работают манетки велосипеда, на какие типы они делятся, их плюсы и минусы. Поменять самостоятельно шифтеры на новые не составит труда, разборка также не должна вызвать никаких сложностей.
Как выбрать манетки для велосипеда
Каждый владелец велосипеда, даже менее опытный, знает, что в механизме переключателя скоростей важным элементом являются манетки. Казалось бы, такая простая конструкция, благодаря которой происходит быстрое и лёгкое перескакивание цепи с одной звезды на другую (требуемую). При выборе манеток нужно понимать, что этот элемент позволяет устанавливать необходимую передачу в зависимости от требований райдера. Но их разновидностей не так чтобы мало, отчего и становится актуальным вопрос о том, как для велосипеда выбрать манетки.
Что такое манетки (шифтеры)
На велосипеде манетки или как иначе их называют шифтеры, размещаются внутри переключателя на рулевой трубе, рядом с тормозными ручками или совмещённые с ними. За счёт ослабления или натяжения тросика происходит изменение положения переключателя, который отвечает за выбор передач, то есть перебрасывает цепь с одной звезды на другую.
Каждый из шифтеров, по левую руку райдера и по правую, отвечает за передний и задний переключатели передач. Левый механизм шифтера отвечает за переднее переключение, а правый за заднее.
Переключатель начинает работу с нажатия ручки, которая приводит в движение рычаг. Последний в свою очередь, прокручивает блок, внутри которого накручивается или отпускается тросик, влияющий на машинку переброски цепи. Фиксатор в виде пружины, закрепляет трос.
Разновидности шифтеров
В зависимости от велосипеда и действия внутреннего механизма, различают несколько разновидностей манеток:
Моноблок
Моноблок, цельная конструкция, включающая ручку для тормозов и шифтеры. Из-за меньшего веса, по сравнению с остальными, устанавливают на шоссейные велосипеды. Изменить значение переключателя, то есть переключение, возможно, смещением ручки параллельно рулевой трубе, а чтобы затормозить необходимо нажать её.
Также чуть иной конструкции ставятся на горные велосипеды бюджетного сегмента.
Существенными недостатками является:
- несовместимость с гидравлическими тормозами;
- невозможность замены только шифтеров или только тормозных ручек;
- не всегда совместимы с задними переключателями.
Пистолеты
Пистолеты, схожи внешне с первым видом. Управление торможением и повышением передачи осуществляется при помощи одной ручки. Для повышения передачи ручку дергают в левую сторону, если это правая рука и наоборот, а торможение осуществляется нажатием ручки на себя. Для понижения используют второй, меньший рычаг.
Использовать такой вид переключателя для шоссейного велосипеда удобно, но стоимость данной конструкции немалая.
Триггеры
Триггерные шифтеры. Наиболее распространенные и использующиеся в большинстве велодисциплин. Расположены они в наиболее привычном месте на руле, почти горизонтально, параллельно рулю. Внутренний механизм этих манеток основан на выступающих рычажках, под большими пальцами руки. Один рычажок отвечает за повышение передачи, другой за понижение.
Положительными сторонами данного переключателя являются простота работы механизма, удобство использования в моунтинбайк дисциплинах и удобство в техническом обслуживании.
Грипшифты
Манетки-грипшифты. Схож с ручкой газа мототехники. Механизм работы основан на прокручивании детали, имеющей вид барабана. Он перемещается вокруг оси рулевой трубы. По центру ручки имеется указатель, по которому ориентируются при смене передач. Некоторые модели оснащены “экраном” внутри, под стеклом которого видна выбранная в данный момент передача.
К достоинствам такого переключателя можно отнести дешевизну, простоту конструкции, лёгкость использования и быстроту ответной реакции.
К недостаткам относят случайные переключения, частые поломки прокручивающегося механизма. Ручка переключения занимает большой отрезок рулевой трубы.
Как самостоятельно заменить манетки
Как и всем составляющим велосипеда, механизму манеток необходимо проводить техническое обслуживание по мере их загрязнения, однако чаще всего шифтеры не нуждаются в регулярном сервисе. При появлении трескота, заедании или других проблем, можно провести переборку и чистку с дальнейшей смазкой. Но эти манипуляции стоит предоставить мастеру, потому как механизм чувствительный и предполагает аккуратных действий знающего свое дело человека.
Самостоятельная отладка механизма манеток
Если при плохой работе переключателя велосипеда чистка и смазка не помогают , то стоит задуматься о полной замене манеток.
Рассмотрим этапы разборки манетки:
- Снимаем корпус с рулевой трубы велосипеда. Откручиваем нижнюю часть корпуса и вынимаем, после чего откручиваем верхнюю часть;
- Далее можно увидеть верхние элементы, а именно храповой механизм с собачкой. Данный этап подразумевает чистку от грязи, если такова имеется и смазку элементов манетки;
- Щипцами откручиваем центровую гайку, вынимает рычаги и прижимающий элемент. Раскручиваем винтик, который держит остальной корпус с храповым механизмом и вытаскиваем его вместе с тросиком. Пластиковый элемент отделяем;
- Подтягивающую собачку разбирать не следует, так как сборка будет довольно долгая и трудоёмкая;
- Рычаги механизма необходимо раздвинуть, при помощи поддевания узкими клешнями пружины на месте стыка рычагов;
- Проводим чистку и смазывание элементов механизма;
- Сборка переключателя для велосипеда проводится в обратном порядке.
Итоги
Манетки – неотъемлемая часть любого велосипеда, имеющего более одной передачи на борту. Шифтера может быть два, отвечающих за передний и задний переключатели, может быть и один, в случае с современными трансмиссиями 1х10, 1х11, 1х12. В зависимости от стиля езды, выбирается подходящий тип манеток. Шоссейная дисциплина – пистолеты или моноблоки, горные дисциплины – триггеры, реже грипшифты.
Как и любой детали велосипеда, манеткам может потребоваться техническое обслуживание, которое при желании и опыте можно провести самому. Но в ином случае лучше довериться веломастеру.
Манетки | Типы манеток
Манетки | Типы манеток
Если вы катаетесь или выбираете велосипед, то вы наверняка уже не раз слышали название Манетки. Что же это такое и какие манетки существуют.
Манетки — это устройство, которое крепиться к рулю (раньше крепилось на раму) и позволяет переключать передачи, простым языком — это то на что вы нажимаете или крутите, что бы переключить передачу.
Манетки часто называют шифтерами т.к. на английском они называются Shifters — переключатели, манетки. Так что если услышите это название не удивляйтесь.
Существует три принципиально разных типа манеток — это рычажковые (клавишные), так называемые грип-шифт (grip-shift) манетки и манетки дуал — контрол (Dual-Control)
Грип шифт (grip-shift) — это манетки вращательного типа, как ручка газа в скутере или мотоцикле. Первым кто начал выпускать такие ручки была компания Sram, относительно недавно Shimano тоже начало делать такие ручки но называются они RevoShift.
Манетки дуал-контрол (dual-control) — относительно новая система, принцип работы в том, что переключение осуществляется при помощи тормозной ручки. Если нажимать на ручку как обычно — она работает как тормоз, если двигать ее вниз-вверх то происходит переключение. Эти манетки можно отнести к рычажковым.
Рычажковые или их еще называют клавишные, они разделяются на несколько типов:
— Манетки «под большой палец» сегодня они практически не используются. Система простая — один рычажок, который переключает передачи вперед и назад, крепится на хомут. Система уровня Tourney. Пример — шимано SL-TY22
— Шимано рапид-файр (rapid-fire) — это самый распространенный тип манеток, Пример — любые манетки Деор или Аливио (после 1997 года). Система имеет два рычажка которые расположены снизу, один рычажок для большого пальца, второй — для указательного.
Так же существует более дешевая модификация — шимано изифайр плюс (EZ fire plus) Сбрасывающий рычажок расположен сверху. Система является моноблочной т.е. совмещена с тормозными ручками. Встречается в группах Acera, Altus, Tourney.
— Триггерные (trigger) манетки — выпускаются только компанией Sram. Основным отличием от Shiman-овских — это принцип управления. Оба рычажка расположены снизу, сброс и подъем осуществляется при помощи большого пальца.
Преимущества и недостатки манеток
Главным преимуществом рычажковых манеток является надежность и безопасность, по сути вы не держитесь за механизм переключения, а нажимаете на него только тогда — когда вам это действительно нужно т.е. отсутствует «случайное переключение» также клавишные манетки легче переключить в дождь или если рука вспотела (не проскальзывает).
Манетки дуал — контрол (Dual-Control) — минус это конечно цена, по большей части они ни чем не отличаются от обычных рычажковых манеток. Задумка и реализация, конечно классная.
Если вы хотите купить манетки или поменять, обращайтесь в наш веломагазин
Источники:
http://velofans.ru/vibor/kakie-manetki-velosipeda-luchshe
http://2kls.ru/kak-vybrat-manetki-dlya-velosipeda/
http://veloman.by/manetki-tipy-manetok/