Лодка ПВХ с надувным дном или с пайолами: какую лучше купить
Пробуем объяснить, в чем разница пайольных и НДНД лодок.
Нас часто спрашивают, какую лодку выбрать, с надувным дном низкого давления (НДНД) или с жестким пайолом (сланью). Однозначного ответа нет, но попробуем объяснить, в чем разница.
Многие почему-то думают, что если лодка с надувным дном, то это значит мягкий пол, не удобно ходить и стоять. Совсем не так!
Как владелец такой лодки, могу точно Вам сказать, что лодка НДНД такая же жесткая и прочная по конструкции, как с пайолом. Пол накачивается достаточно упруго, на нем можно легко стоять (без проваливаний), по нему можно свободно ходить, рыбачить стоя. Вот здесь можете посмотреть, как я хожу в лодке Хантер 360 А (НДНД).
У лодки с надувным дном низкого давления достаточно жесткий каркас. На лодки с НДНД ставятся такие же по мощности моторы, как и на пайольные. Под нагрузкой пол не складывается, не деформируется, а жестко распределяет усилие от мотора.
Плюсами лодок с надувным дном низкого давления (НДНД) являются:
+ относительно небольшой вес (по сравнению с пайольной лодкой того же размера)
+ удобство сборки/разборки (просто накачать и все). Особенно актуально, если вы часто собираете/разбираете лодку. Например, подъехали к водоему с семьей, накачали лодку, покатались несколько часов, свернули ее, поехали дальше.
+ маленькая осадка (высокая плавучесть, минимальное погружение). По этой причине лодки с НДНД подходят для мелководных порожистых рек.
+ легкий и быстрый выход в режим глиссирования (глиссер). При прочих равных условиях (количество пассажиров, вес багажа) лодка с НДНД выйдет на глиссирование с мотором меньшей мощности, чем пайольная.
+ теплый приятный пол, так как надувное дно это дополнительный воздушный отсек, который отделяет Вас от холодной речной воды.
Минусы лодок с надувным дном низкого давления (НДНД):
– вся тяжесть лодки в одной сумке (лодка идет целиком в одной сумке из-за ее конструкции). В отличие от лодок с пайолом, где примерно 35% веса занимаю полы, которые можно переносить отдельно
– не идеально ровная поверхность пола (решается дополнительным аксессуаром – ковриком для лодки )
– расстояние от пола до скамьи немного меньше, чем у пайольных лодок. Вследствие чего находиться продолжительное время в сидячем положении может быть утомительно для ног. Но этот вопрос решается приобретением дополнительных аксессуаров, таких как мягкие накладки на сидения, специальные кресла
– дороговизна производства (лодки с надувным дном низкого давления дороже пайольных аналогов)
Какие плюсы и минусы есть у лодок с жестким пайолом?
К плюсам пайольных лодок можно отнести следующие:
+ ровный пол в лодке (по нему удобно ходить, ставить различные предметы)
+ больше расстояние от пола до скамьи (ноги не устают сидеть продолжительное время, более комфортно)
+ лодку легче переносить, полы идут в отдельной сумке, а это примерно 35% всего веса
+ лодка дешевле, чем аналогичная с НДНД (исключение составляют лодки с жесткими алюминиевыми пайолами, так как алюминий дорогой)
Минусы пайольных лодок:
– лодка достаточно тяжелая на воде, у нее больше осадка (по сравнению с лодкой НДНД). Вследствие чего выход на глиссирование происходит тяжелее
– сборка пайола на берегу занимает продолжительное время (нужно состыковать секции пола между собой, поставить стрингера). Это не актуальная проблема, если вы собираете лодку один раз и возите ее в кузове, на крыше или на прицепе.
Какую лодку приобрести в результате решать Вам. У тех и других есть свои плюсы и минусы. Выбирайте по задачам и целям.
Напишите нам , пожалуйста, какие у Вас возникли впечатления от эксплуатации Вашей лодки, в чем Вы видите плюсы, а может быть минусы. Мы добавим Ваши замечания в эту статью, надеемся, это будет полезно кому-то при выборе лодки.
Спасибо за внимание!
Уже начали поступать первые впечатления от Вас, будем писать их сюда
01.05.2018 12:37 Kytahov
С НДНД конечно лучше 1) это сборка особенно в хододную погоду, с пайолами труднее 2) НДНД мягко идёт по волнам в сравнении с пайолами 3) это допольнительный отсек непотопляемости, даже со спущенными баллонами можно доехать до ближайшего берега. Как то так но выбор у каждого свой, я свой выбор уже сделал.
Выбор лодки: НДНД или пайолы
Содержание
Друзья, поговорим о выборе лодки. НДНД или пайолы – вот вопрос, который мы хотим затронуть сегодня. Одни говорят, что надувное дно – это лучший выбор на сегодняшний день, другие считают, что пайолы списывать со счетов еще рано и во многом они имеют свои преимущества. А чтобы не ходить далеко, давайте рассмотрим конкретную ситуацию, которую мы взяли из нашего форума.
Мнения владельцев НДНД и пайолов
Пользователь KAPITANN интересуется:
“Здравствуйте! Прошу вашей помощи в выборе лодки. Решил купить лодку ПВХ с транцем. В будущем, (надеюсь скором) приобрету мотор от 5 до 8 л/с, (как позволят финансы). Посоветуйте, пожайлуста, какой длинны брать лодку, с килем или без. Возможно, некоторое время придется плавать на веслах. Говорят, с килем на веслах без мотора тяжело. Если не трудно, посоветуйте. Шесть лет плавал на резинке и про ПВХ, тем более под мотор, ничего не знаю. Заранее благодарен!”
На что Vlad40 отвечает:
“Приветствуем! Если мотор 5-8 л.с., то безусловно килевую лодку! Лодку под такой слабый мотор лучше взять с НДНД (они немного скоростнее пайолок при одинаковых моторах – это особенно актуально при наличии мотора малой мощности), если бюджет сильно ограничен, то есть соответствующий выбор, например – Флагман-320, Река-310-340, Солар СЛ 330-350 (лайтовая серия). Все эти лодки удобны в сборке, и нормально бегают с моторами малой мощности (до 10 л.с.)”
А у Sergei_L мнение более конкретизированное:
“Если лодка нужна для покатушек – НДНД, для рыбалки – пайолка, если плавать по речкам – плоскодонка, если большие водные пространства – с килем, если рыбачить одному, достаточно пайольной 320, можно и вдвоем, но без большого груза и с мотором 8л.с., для просто отдыха с семьей – НДНД 350”
И вот перед нами человек, которому с одной стороны советуют лодку с НДНД, а с другой говорят, что для рыбалки – пайолка. Давайте попробуем переместиться в другую ветку форума и посмотрим, что мы можем найти на этот счет. Что думают другие пользователи?
Вот мнение AkaTornado по поводу лодок с НДНД:
“С началом сезона озадачился покупкой лодки, по сути одна лодка уже имелась – Акваспаркс 400 с пайолами, хотелось лодочку 360 под мотор 9.9. Обшарил кучу информации в интернете, пообщался с людьми у кого НДНД, на воде пообщался, непосредственно, с владельцами надувного дна – все в одно горло кричали что НДНД – это самый лучший вариант. В чем были сомнения, так это можно ли стоять в ней на воде (будет ли так же комфортно как и на пайолах), все твердили что разницы нет. И вот в один прекрасный день в нашей компании появился Компас 380 с НДНД под Мерком 9.9. По сути почти то, что я хотел – счастья не было предела, что сейчас воочию испытаю счастье владением этим агрегатом. Устраивали покатушки, поэтому поменялись лодками прямо на воде.
Ну, вот я очутился один в лодке и. Я понял, что НДНД не возьму никогда! Ощущения, что сидишь в обычной надувной лодке, ноги скачут по волнам так же, как и сама лодка. Встал, пару раз чуть не навернулся и решил больше не пытаться. За недолгое время пребывания в этом ущербе, понял что сидишь намного выше чем в пайольной лодке, как будто сейчас вывалишься) На глис выходил секунд 20 – лодка дыбом, вся трясется ужас какой-то) Для себя сделал 100% вывод НДНД не для меня, пайолы рулят!”
А вот, что думает Бородяга:
“Имею лодку для многодневных рыбалок. Другими словами – пайолку. Всем запросам отвечает. Джиг стоя, справить нужду – с транца, шмурдяк на дне в сухости (возможная вода всегда под полом), ноги в сидячем положении не затекают. Свезло, что размер небольшой, поэтому сборка быстрая и простая. Собирал 360-380 пайольные комплекты, те, в которых стрингера составные (по 2 на борт), – это реальный гемор. Так что, если и брать, то небольшенькую.
Бесспорно, что для разовых выходов без ночёвок матрас удобней. Вывод: пайолку рано хоронить, но лучше иметь две лодки”
Вернемся к тем, с кого начинали. Sergei_L о выборе между НДНД и пайолами:
“У меня все лодки пайольные, проблем с переноской раздельных комплектов (шкура и пайолы) не вижу, сборка лодки занимает может минут на 10-15 больше НДНД, и то, если у них насос мощный. Почему мне не нужно НДНД:
Лодка для одного 320-330 с надувным дном, хотя и легкая, но имеет малый по площади и неглубокий кокпит, неустойчива для рыбалки стоя. 360-380 уже имеют приличный вес, который одному корячить не хочется, а уж сборка всяко будет дольше 320-й пайолки, а в случае рыбалки вдвоем, вес значения не имеет, но в пайолке 360 всяко комфортнее и по ловле и по размещению снаряжения и хлама, это уже начинает приближаться к корпусным лодкам.
Берем лодку 290 с навесным транцем для малых речек, тарахтишь потихоньку по какой-нибудь речке Каргат и аккуратно обкидываешь, твичишь, джеркуешь, ну зачем здесь НДНД, только пайолы.
Преимущество в скорости сборки, очень сомнительный аргумент, собираем мы 30-45 минут, а рыбачим 10 часов, комфорт в рыбалке главнее. Вот кстати, не знаю, почему народ страдает от установки стрингеров, ну вообще никаких проблем, просто совсем никаких, может сначала накачивают, а потом вставляют? Да и поверхность особой роли не играет.”
Vlad40:
“Выбор разный бывает. Выбор новичка – это одно. Выбор позователя обоих типов – это другое. У кого-то просто денег нет купить НДНД, вот он и купит дешевую пайолку, а потом будет “свистеть” всем, мол, да мне ваше НДНД задаром не нужно. Или, к примеру, просто человек – теоретик, уверенно считающий, что НДНД – это мягкий матрас, на котором нельзя стоять – есть и такие. “Устриц не ел, но знаю, что невкусно!” (с)
Я бы вопрос поставил иначе. Кто после НДНД пересел обратно на пайолы? Практически все пользователи НДНД бывшие пайольщики, т.е. не по чужим словам, а на своем опыте могут делать выводы. А вот именно таких, кто имел лодку НДНД, а потом купил пайолку – таких (из почти сотни моих знакомых лодочников) нет. Есть знакомые пользователи, имеющие оба типа лодок и я в том числе. Ибо есть в некоторых условиях и у пайолки свои преимущества.
Увы, но тенденция последних лет такова – кто реально попользовался (именно лично пользовался-собирал-разбирал, а не просто пару раз на чужой недокачанной НДНДшке проехался) лодкой НДНД после пайолки, тот при смене очередной лодки выбирает НДНД. Мало кому нравится возюкаться с “фанерной поленницей”. А ведь ПВХ лодка именно и служит для быстрой и легкой сборки-разборки.”
drivernsk спрашивает:
- Насколько удобно стоять в лодке с НДНД? Рыбачу в основном на спин.
- Что будет при пробое днища, например наскочил на топляк? Я так понимаю что баллоны распирать будет нечем в отличии от пайолок и балоны сложатся или нет?
- Вес шкуры например у Компаса 350 – 37-38 кг, а весь комплект 49-50 кг. Дополнительные 13 кг это что, весла и сиденья или что-то еще?
- Глубина кокпита у НДНД меньше чем на пайолке, возникают ли неудобства от этого?
DmG:
- Можно стоять, но хуже.
- Ничего не сложится при пробое дна. Баллоны с транцем образуют замкнутый контур, который и будет держать лодку. В отличие от паелки, воды в кокпите не будет.
- Полный вес – это с сумками, банками, насосом, всем что входит в комплектацию.
- Далеко не всегда, и не во всех лодках с НДНД мелкий кокпит. Примеры из 350-ых: Компас 350S – глубина кокпита 38см, Гидра 350 – тоже в этом районе. Выше уже просто не нужно.
Пользователя 1ejik1 интересует момент мойки лодки с НДНД:
“Очень волнует чистота дна, насколько легко мыть НДНД?”
Воин:
“Лодку с НДНД мыть очень просто, во всяком случае модели грамотно изготовленные. Нормальные производители предлагают съемные коврики в кокпит, либо владельцы лодок сами застилают дно линолеумом. В грамотно изготовленной лодке, мытье заключается в ее ополаскивании из ведра и переворачивании лодки для стекания остатков воды и частиц песка”
Vlad40:
“Собственно, расскажу свою историю. Как и большинство, я начинал с пайолки – это был мнёвский “Кайман”. НДНД тогда были действительно редки, качество (ввиду отсутствия конкуренции) невысокое. И самая главная беда – нет возможности сравнить на воде оба типа лодок! У всех одни-лишь пайолки. Какое тут объективное мнение? Типа, раз у большинства пайолки, то это правильно и о всем говорит? Нет, конечно. Ни о чем это не говорит. У нас и “Жигулей” на улице большинство, но ведь всем понятно, что это вовсе не показатель правильного выбора.
Так вот, как только мне удалось попробовать в деле (т.е. не только прокатиться, а и собрать-разобрать) НДНД Солар, то сразу все мои сомнения отпали. Какие нафиг пайолы? Если НДНД нормально накачано (0,3 атм.), то стоять на нем ничем не хуже пайола. Присутствует масса неоспоримых и весьма важных для портативной лодки плюсов – самоотливной кокпит (даже в статике), простая уборка-мойка, простейшая сборка/разборка, мягкость хода по волне, ну и главное – отсутствие нелегкой возни с фанерными изделиями, а также выгребание воды и грязи из-под пайолов. В общем, через пару недель я уже поехал обкатывать свой новый “Солар”. Потом появился и НДНД “Компас”.
Но справедливости ради надо признать – единственный минус у НДНД таки есть. Это более высокий центр тяжести. Многим к этой данности нужно будет привыкать. Хотя большинство моих знакомых привыкли к НДНД за пару рыбалок. Причем, на первой “пробе” они матерились, мол, на пайоле лучше. На второй попытке уже молчали, а после третьей поездки они привыкли и были вполне довольны. Теперь их палкой не загнать на пайолы.
Моё мнение такое – если выбирается лодка единственная (универсальная), немалого размера (320 и выше), служит для рыбалки/покатушек, имеется финансовая возможность, то естественно это – НДНД!”
Ipsum2003:
“По комфорту, удобству использования и по мореходным качествам лодки с НДНД ушли далеко вперёд от пайолок! В 2012 году я купил себе Солар 350 и до сих пор им пользуюсь”
Итак, друзья, подведем итоги. Для этого мы собрали плюсы и минусы обоих типов лодок ПВХ в одну таблицу.
Лодки ПВХ для любителей водных увлечений являются надёжным средством передвижения по водоёму. Однако, приобретая для себя такую конструкцию, возникает вопрос: купить лодку с надувным дном или с пайолами. В связи с этим ниже дано подробное описание по выбору лодок, а также составлен рейтинг популярных моделей каждого подвида надувных конструкций.
Лодки ПВХ: общее представление, классификация
Самыми хорошими считаются лодки из ПВХ, так как материал для их создания обладает рядом превосходств, в сравнение с резиновыми типами лодок:
- Намного легче по весу;
- Не гниёт;
- Впитывает влагу;
- Морозоустойчив;
- Расширенный диапазон температур для эксплуатации;
- Они устойчивы к воздействию грибков и иных микроорганизмов.
В связи с этим, в вопросе выбора: резиновая или ПВХ лодка, предпочтение отдаётся второму варианту.
Для ПВХ-лодок используют специальную многослойную ткань, слои которой переплетаются особыми волокнами, а внешний пласт покрывается наплавлением поливинилхлорида.
В лодках используют следующий материал:
- армированный ПВХ;
- неармированный ПВХ;
- прорезиненная ткань;
- хипалон и неопрен.
Армированная 5-ти слойная ткань из ПВХ используется при изготовлении надувных лодок. Нить для стяжки слоёв — прочностью в 1100 dtex. Внешнее покрытие повышает степень скольжения лодки на воде и делает материал более стойким к трению.
Моторная лодка из армированного ПВХ материала
Неармированному ПВХ свойственна небольшая прочность, при низких и высоких температурах материал, практически неэластичен. В связи с этим, такие лодки устойчивы к деформации, как правило, недорогие, имеют незначительный вес и удобны в использовании. На производстве, швы таких лодок стыкуют с помощью сварки, таким образом, повышая технологичность конструкции и надёжность шовных линий.
Судна из прорезиненной ткани — бюджетные варианты и являются самыми востребованными. Материал используется для изготовления гребных надувных лодок любых размеров, однако, встречаются экземпляры моторно-гребных моделей. К основным недостаткам такой ткани относятся: низкий уровень прочности, небольшое сопротивление к истиранию и подверженность гниению.
Лодка ПВХ гребная в действии
Современный и весьма перспективный материал хипалон + неопрен, в сравнение с ПВХ, имеет наилучший функционал. Ткань представляет собой синтетическую материю (основной слой), которая покрывается неопреном для лучшей адгезии, а затем — хипалоном. Полученное полотно является дорогостоящим и высококачественным, лодки из которого более долговечны, если сравнивать с суднами из ПВХ.
Все лодки ПВХ делятся на две основные категории:
Какой вид лодки в этом случае лучше купить? В таблице ниже приведены все необходимые данные, изучив которые легко определиться с покупкой судна.
Сравнительный анализ лодок ПВХ с разным дном:
Источники:
http://mnelodku.ru/posts/lodka-ndnd-ili-payol
http://www.fishingsib.ru/articles/view/85154/
http://vyborok.com/lodka-pvh-s-naduvnym-dnom-ili-s-pajolami/